(096) 535 63 61 (вайбер), (093) 889 78 65, (050) 079 07 74
Адреса магазину: м.Київ, вул. Костянтинівська 2а
магазин Варус, цокольний поверх, м.Контрактовая площа
понеділок-п'ятниця з 11.00 до 18.00
субота-неділя - з 11.00 до 18.00
(без перерви)
збір та відправка замовлень понеділок, середа, п'ятниця
admin@artbiser.com.ua

АртБісер

Категорії

Advertising

Зачем нужен бисер ребенку 21 века?

 

undefined

А нужен ли он ему вообще?

Этот вопрос мне часто задают родители малышей при первой встрече.

Суть любого явления определяется точкой зрения, с которой вы на него (это явление) смотрите.

Посмотрим на бисероплетение с точки зрения психолога-практика и педагога.

Тогда, в первую очередь, это эффективный, красочный и привлекательный (для ребенка) способ (методика), при помощи которого он может, как проявить свои творческие способности, так и развивать их.

Бесспорно, на настоящий момент существует множество методик, позволяющих определить у ребенка наличие творческих способностей, и, в дальнейшем, эти способности развивать. Повторяю, их много.

Однако таких методик, которые, с одной стороны были бы привлекательны для ребенка, с другой достаточно понятны как родителям, так и педагогам (няням, гувернанткам, воспитателям и.т.д.) и легко ими воспроизводимы без сложного дополнительного предварительного обучения мало.

Маленький ребенок – начинает жить как кинестетик. Именно поэтому услышанное или даже увиденное усваивается не так быстро и надежно, как то, что пройдено на практике.

Бисероплетение практическая методика. Ребенок выполняет определенные действия – в данном случае плетет какие-то изделия и эта деятельность приводит к развитию (у него) определенных способностей и качеств. При этом у юных мастеров развиваются не только способности к творчеству, творческому мышлению, но и многие качества личности крайне необходимые самому ребенку в школе (а затем человеку в жизни).

И не будем забывать развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.

Что немаловажно занимаясь бисероплетением, ребенок занят не развитием своих способностей при нем эти слова не произносятся вообще – а выполнением привлекательных мелких изделий из бисера. Педагогу достаточно правильно предложить рабочую задачу выполнить красивую фигурку из бисера, изготовить подарок маме, украшение для себя к празднику и.т.д., и.т.д. Необходимые способности развиваются сами,попутно;, в процессе выполнения работы. И это особенно важно, если вы имеете дело с ребенком-индиго. Любые попытки прямого воспитания индижата принимают, как правило,в штыки или просто тихо саботируют.

Итак, что же дают занятия бисероплетением.

 

1. Развитие творческих способностей.

Сами педагоги признают, что обучение в начальной школе построено по принципу повторяй за мной и делай как я. Когда же ребенок подрастает, и от него требуется самостоятельность, творческий подход к решению задач, то он (за редким исключением) не может их проявить. С эти согласны и психологи. Сравнивая аудиторию начального, среднего и старшего школьного возраста, они говорят о том, что способности к творчеству выше у малышей.

Почему это происходит?

Сама способность мыслить творчески, нестандартно формируется как одна из базовых стратегий мышления именно в раннем возрасте. А дальше дело обстоит как с любой другой способностью: либо она есть, либо ее нет.

Для формирования и дальнейшего развития способности к творчеству для ребенка необходимо соответствующее поле деятельности. Что же чаще всего слышит малыш в ответ на первые попытки своего творчества? Один запрет, второй, третий и, в конце концов, как любая невостребованная способность, способность к творчеству начинает просто атрофироваться. Именно поэтому способность к творчеству у малышей встречается гораздо чаще, чем у старшеклассников.

Да, безусловно, в порыве творческой мысли малыш часто превращается (с точки зрения взрослых) в маленького разрушителя. Вернувшись домой, вы можете застать “настенную роспись”, выполненную на новых обоях, кукольную одежку, материал для которой вырезан из вашей любимой кофточки, ну и так далее.

Но прежде, чем начать ругать малыша – задумайтесь: стремление к творчеству – естественное его состояние. ЕСТЕСТВЕННОЕ. Хотите порядка в доме – относительного, конечно – предоставьте ребенку поле деятельности для творчества. Либо его способности к творчеству начнут угасать, не успев толком развиться.

Вот одним из таких возможных полей деятельности для развития творческих способностей ребенка и является бисероплетение, привлекательное для самого малыша, и безопасное для окружающих. Ведь бисероплетение – это не только иголка, нитки и выполнение девочками каких-то “фенечек” из бисера на руку. Это возможность украсить вышивкой или аппликацией свою или кукольную одежду, сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона или заколки для волос. Это выполнение мозаичных картин или объемных панно, декорирование авторских открыток. Это превращение прозаичных стакана или бутылки в роскошную вазу для живых или бисерных же цветов. Это проволока – и выполнение объемных фигурок любой сложности (не только привычных для всех деревьев и цветов): магнитиков на холодильники, брелков для мобильников и ключей, наконец, игрушек- зверей, птиц, дракончиков. Последнее особенно нравится мальчикам.

При правильной постановке занятий, бисероплетением могут заниматься малыши. Просто если более старший ребенок использует для работы иголку и нитки, малыш берет безопасную для него проволоку. Самым маленьким моим ученицам – всего 4 года.

И я еще раз хочу подчеркнуть – занятия бисероплетением привлекают детей именно возможностью проявления самостоятельности, творчества. “Не мешай! Мы это делаем сами!” – кричит маленькая Лиза маме, которая на занятии пытается помочь дочке выбрать бисер для работы.

 

2. Тестирование способностей к творческому самостоятельному мышлению.

Наблюдая за работой ребенка, можно определить наличие способности к нестандартному творческому мышлению – в зависимости от того, как, и каким образом, он решает поставленную задачу - творчески, самостоятельно, или только в рамках выученных рецептов, схем (или подглядывая за работой товарищей).

 

3. Развитие мелкой моторики пальцев (особо важно для начальной школы).

О необходимости и пользе ее развития хорошо знают как педагоги, так и родители, но вот предложить ребенку привлекательные (привлекательные для него самого) упражнения, ни те, ни другие не могут. Стандартный набор упражнений вызывает интерес только у самых маленьких.

Ни педагогам, ни родителям почему–то не приходит в голову спросить у самого ребенка – нравится ли ему предложенные занятия. Очень часто ребенок выполняет задание или потому, что не хочет огорчать маму, либо – потому, что не в силах противостоять решению и указаниям взрослых.

И особенно это важно, если вы имеете дело с маленькими индижатами. Позиция “ты должен делать это, потому, что я тебе сказал ” – с ними не годится. Занятия, не имеющие с его точки зрения смысла, индижонок отвергает. И если и занимается – то “из-под палки”, тихо ненавидя и само занятие, и того, кто его проводит, и того, кто его заставляет заниматься.

С развитием мелкой моторики пальцев происходит развитие соответствующих зон мозга (и всего, что с этим связано) Что немаловажно для малышей - в первую очередь развиваются центры, отвечающие за мышление и речь.

Так мои шести-семи летние юные мастера способны вполне грамотно объяснить пропустившему занятие товарищу новый материал и поруководить выполнением им изделия. Четырехлетняя мастерица объясняет десятилетнему “новичку” выполнение очень простого (по ее мнению) изделия и искренне недоумевает – почему тот называет работу сложной.

Улучшается координация движений. Что также важно для малышей – быстро исчезает проблема “плохого” почерка.

 

4. Терапевтический эффект занятий.

О положительном влиянии использования бисероплетения при ДЦП желающие могут прочесть в Интернете в статье Коноваловой Татьяны Григорьевны “ Влияние мелкой моторики на развитие речи учащихся с сочетанным дефектом” http://festival.1september.ru/articles/412452/.

 

5. Развитие качеств личности крайне необходимых ребенку в школе (а затем человеку в жизни).

Развиваются в первую очередь все качества, необходимые для выполнения красивого изделия. Развиваются просто потому, что ребенок хочет и стремится выполнить это изделие. В первую очередь это усидчивость, внимание, терпение, аккуратность, умение сконцентрироваться. Согласитесь, что без этих качеств аккуратное, красивое изделие выполнить просто невозможно. Но именно эти качества крайне необходимы маленькому школьнику.

При этом, если далеко не сразу, и не всегда удается объяснить малышу, почему школьные задания надо выполнять аккуратно, проявляя те же терпение, усидчивость, внимание и.т.д., то при выполнении работ из бисера эти качества начинают развиваться автоматически. Достаточно стремления ребенка выполнить красивое изделие. А это хотят все юные мастера – некрасивое, неаккуратное изделие просто не нравится самому его автору.

Рассматривая неаккуратное, небрежно выполненное изделие – я просто задаю вопрос юному мастеру – нравится ли оно ему самому, готов ли он (она) его носить (или дарить). Что делать дальше – решение принимает сам ребенок. И очень быстро выстраивается цепочка: проще и приятнее делать хорошо с первого раза.

И точно также быстро ребенок начинает понимать – сложная и качественная работа “наскоком” не выполняется. Для того, чтобы ее выполнить – надо освоить какие-то простые приемы, элементы, на первый взгляд даже не связанные с изделием, которое хочет выполнить маленький мастер. Параллели с занятиями в студии – и школьными уроками ребята быстро проводят сами, даже без моих подсказок и наводящих вопросов.

Быстро развивается пространственное и логическое мышление. Еще раз повторю: ребенок – кинестетик. Яркое “наглядное пособие”, которое можно покрутить в руках, рассматривая со всех сторон, понюхать, при желании – даже укусить (бывает и такое!) работает гораздо эффективнее, чем словесное объяснение, картинка или схема. Кстати, камень преткновения для многих ”взрослых” начинающих мастеров – переход от схемы изделия к самому изделию (то есть – то же самое пространственное мышление). Мои малыши после полугода работы “по образцам” с легкостью самостоятельно разобрались в предложенных схемах без какого-либо объяснения. Достаточно было подтвердить – что каждый кружок на схеме означает бисеринку. Что развивается у детей еще?

Развивается умение воплощать свои мечты в жизнь. Развивается умения ставить цели и достигать их. То, что для достижения результата мало просто хотеть – но и что-то необходимо делать, маленький мастер начинает понимать очень быстро. Поставив конкретную цель - выполнение выбранного изделия - ребенок должен разработать и выполнить серию определенных шагов для ее достижения. Иначе желание останется просто желанием.

При этом юный мастер проходит всю цепочку – от желания “сделать нечто” до получения результата, когда выполненное им изделие лежит перед ним. И отслеживает результат каждого своего (аккуратного или небрежного) действия.

Все выше перечисленное особенно важно, если вы имеете дело с маленьким индиго. У индижонка голова очень часто “обгоняет руки” и он способен думать не просто быстро, а одновременно о нескольких вещах. Поэтому развитие усидчивости, терпения, способности концентрироваться на конкретном выполняемом задании для него крайне актуальны.

Кстати, у меня на занятиях непоседы-индижата, с вечным “шилом в попе” готовы часами сидеть над своими бисерными работами.

 

6. Развитие умения применять свои творческие способности на практике, в реальной жизни (умение, которого часто не хватает нашей молодежи и не только молодежи)

По приводимой в СМИ статистике если сравнить подготовку выпускников нашей школы и западной – то наш выпускник больше знает, лучше подготовлен академически. Западный – лучше знает, как использовать свои знания в реальной жизни.

На занятиях бисероплетения ребенок не просто выполняет какие-то изделия, но в первую очередь решает конкретные бытовые задачи: придумывает и выполняет отделку к одежде, украшения, готовит подарки для родителей и друзей. Перечень таких бытовых изделий весьма обширный: брелок для ключей или подвеска-талисман в машину для папы, брошка для мамы, заколка для сестры или подружки. С одной стороны ребенок выполняет подарок своими руками (а не просит денег у родителей). С другой стороны у него развивается умение творчески подходить к решению конкретных реальных задач (а не твоить вообще), умение использовать свои знания на практике. Здесь большую роль играет участие ребенка в выставках-конкурсах и выставках-ярмарках.

Конкурсное изделие делается также не вообще, а в рамках определенной номинации. Участник оказывается перед необходимостью творчески решать конкретную поставленную перед ним задачу, а дополнительные ограничения, которые вводятся в номинации ставят его перед необходимостью творческого, нестандартного подхода, поиска альтернативных путей решения конкретной задачи. Интересно поставленная конкурсная задача в сочетании с желанием победить приводят к развитию способности находить решение на стыке; разных направлений декоративного творчества и использовании различных, на первый взгляд несовместимых” материалов.

Вернусь к сказанному развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Способность творчески решать возникающие задачи, способность находить решение на стыке разных областей деятельности, самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение сконцентрироваться над задачей (и.т.д. и.т.д. по списку) - ведь все эти качества необходимы для достижения успеха в любой сфере деятельности.

 

7.Осваивание на практике азов бизнеса.

В этом отношении особенно интересны выставки-ярмарки.

Участие в них помогает развить у ребенка на практике (!!!) понимание необходимости конкурентоспособности своей работы.

Участник-ребенок может непосредственно отследить, какими качествами обладают изделия, привлекательные для покупателей (либо занимающие призовые места на конкурсе), может сравнить с ними выполненные им изделия, оценить их достоинства и недостатки.

Также на практике, (на примере своих работ) ребенок осваивает понятия себестоимости, цены, рентабельности, маркетинга и.т.д. Для того, чтобы выставить цену на свои изделия на выставке ярмарке участнику необходимо просчитать себестоимость затраченных материалов, учесть дополнительные финансовые расходы стоимости той же электроэнергии и затрат на поиски бисера. Посчитать затраченное на выполнение изделия время и определить его стоимость. При этом, если выставленная цена изделия будет слишком маленькой – она не покроет затрат. Слишком высокой – изделие не купят. Поэтому необходимо просмотреть цены на аналогичные изделия на выставках, обычных и интернет-магазинах.

Да, безусловно с азами бизнеса школьники нынче могут ознакомиться в рамках факультативов школьных программ. Но - усвоенное на практике - усваивается гораздо лучше, чем просто услышанные на уроке слова.

 

8. Простота и доступность.

Занятия бисероплетением не требуют от человека, ведущего занятия (педагога, родителей) каких-либо серьезных теоретических знаний. Необходимый минимум (кроме материалов) – желание + наличие базовых методичек с хорошо разработанными схемами изделий.

 

9. Создание общих занятий для разных поколений семьи.

Скажите откровенно – много ли занятий может предложить детский сад, школа, которые были бы одинаково интересны как ребенку, так и маме (бабушке, тете)?

Бисероплетение настолько увлекло не только моих маленьких мастеров, но и их родителей, что при подготовке очередного этапа конкурса Бисерная мозаика я добавила категорию участников “Семейная”, дав возможность выполнять конкурсную работу самым маленьким участникам совместно с родителями. Работа над конкурсными заданиями заняла на несколько месяцев внимание семейных команд. Интересно было и маленьким мастерам, и их родителям.

 

10. Бисероплетение - красочный вид декоративно-прикладного искусства, существующий у многих (если не у всех) народов мира. Это дает возможность на занятиях затрагивать вопросы истории и этнографии, создавать у детей стимулы для их изучения.

 

11. И, наконец, бисероплетение позволяет просто создавать красивые вещи, украшения, картины, детали и предметы декора интерьера, и многое, многое другое.

 

 

 

 

Автор Евгения Романюк


ГоловнаГоловна


Кошик  

(пусто)